Правовым основанием для реабилитации репрессированного в СССР с 8 марта 1944 г. по 9 января 1957 г. балкарского народа служат законодательные акты:

  1. Указы Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР от 9 января 1957 года о восстановлении автономии балкарского народа и преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР.
  2. Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г.

3.Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября1991г. 4. Указ Президента РФ №448 «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития» от 3 марта 1994г.

Многие из статей и положений вышеперечисленных законодательных актов Российской Федерации остаются невыполненными в части, касающейся прав и интересов балкарского народа.

Продекларированным, но не исполненным осталась норма о восстановлении автономии балкарского народа. Кабардино-Балкария была образована как автономная область в составе РСФСР 16 января 1921 г. путём объединения Кабарды и Балкарии на паритетных началах, с сохранением своих административно- национальных территорий и самостоятельных органов власти (исполкомов). Эти основные условия объединения двух национальных образований не отражены в Конституции Кабардино-Балкарской Республики и практически не действуют. Более того, дискриминационными для балкарского народа являются День государственности Кабардино-Балкарской Республики, отмечаемый 1 сентября (1 сентября 1920г. образована Кабардинская автономная область), а не 16 января (16 января 1922г. образована Кабардино-Балкарская автономная область). Днём возрождения балкарского народа объявлено 27 марта (27 марта 1957 г. Президиум Верховного Совета Кабардинской АССР постановил переименовать Кабардинскую АССР в Кабардино-Балкарскую АССР), а не 9 января (9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил восстановить автономию балкарского народа и переименовать Кабардинскую АССР в Кабардино-Балкарскую АССР).

Таким образом, не исполняется статья 3 Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов», которая гласит: «Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально- государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причинённого государством».

Не выполняются обязательства по социальной реабилитации, предусмотренной статьёй 10 Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». То есть, гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) должно засчитываться в страховой стаж в тройном размере. Отдельные граждане балкарской национальности обращались по своей инициативе в суды (Жазаев в 2004 г., Гуртуев в 2006 г. и др.). Нальчикский городской суд (судьи Асланова, Кудрявцева, Блиева) своими решениями удовлетворяли их исковые требования. Однако эти решения были отменены председателем Верховного суда КБР Маировым со ссылкой на незаверенную копию письма некоей Чижик – сотрудницы Пенсионного фонда РФ о нежелательности удовлетворения подобных требований реабилитированных граждан. Странно, но мнение Чижика оказалось более значимым, чем Закон РФ и постановление Правительства РФ. Репрессированные балкарцы стареют и умирают тысячами, так и не дождавшись пенсионных надбавок по вине чижиков и маировых.

Статья . 11 Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» гласит: «Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению их культурных потребностей. Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населённым пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти».

И это требование закона всё больше и больше игнорируется властями КБР. Если по возвращении на родину балкарцы занимали посты министров внутренних дел, финансов, просвещения, лесного хозяйства, теперь этого нет. Тиражи газет, журналов, учебников, художественной литературы на балкарском языке всё больше сокращаются. Отделение балкарского языка и литературы на филологическом факультете КБГосуниверситета имело ежегодный набор в 25 студентов. Ныне это отделение не существует. В школах всё больше сокращаются уроки балкарского языка, формально считающегося в КБР государственным. Фактически прекращено дотирование балкарского драмтеатра и иных учреждений балкарской культуры.

Не восстанавливаются исторические названия населённых пунктов и местностей: Ак-суу значится как Белая Речка, Кичибалыкъ – Кичмалка, Огъары Малкъар – Верхняя Балкария, Ауарсырт – Аурсентх и т.д. Более того, так и не восстановлены две третьих балкарских сёл, из которых были депортированы балкарцы в 1944г.

В последние годы ликвидированы балкарские муниципальные образования – сельские поселения Акъ-суу, Хасанья, Булунгу, Каменка, а балкарские сёла Жанхотеко, Ташлы-тала, Хабаз, Кичмалка остаются под юрисдикцией кабардинских районов. Между тем так и не восстановлены балкарские районы Эльбрусский, Чегемский, Черекский, Хуламо-Безенгиевский в границах на момент депортации народа.

Кроме Указа Президента РФ «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития» был принят ряд постановлений Правительства РФ с Программами социально-экономической помощи и развития горных районов (территория Балкарии). Однако многомиллиардные средства, выделенные на период до 2000 года были использованы, мягко говоря, не по назначению, что зафиксировала и прокурорская проверка. В результате по всей территории Балкарии нет ни одного промышленного предприятия, безработица зашкаливает, социальное напряжение растёт.

Усугубляет общественно-политическую ситуацию противостояние законов КБР федеральным законам. В феврале 2005 г. в КБР приняты Законы 12-РЗ и № 13-P3 об административно-территориальном делении на базе федерального закона №131-ФЗ от 6.10.2003. об общих принципах местного самоуправления. Фактически противореча федеральному закону и распоряжению Правительства РФ, власти КБР около 80% земель балкарских поселений изъяли у них и перевели в категорию «межселенные территории» республиканской юрисдикции, а муниципальные образования-сельские поселения Адиюх, Белая Речка, Кенже, Хасанья ликвидировали, приобщив их к городскому округу Нальчик. Несоответствие этих законов КБР федеральным законам и Конституции РФ зафиксировано в Определениях Конституционного Суда РФ от 3 апреля и 2 октября  2007года, однако власти КБР проигнорировали и это судебное решение. Балкарский народ воспринимает это, и не без оснований, как продолжающаяся дискриминация его по национальному признаку. С обращениями к высшим органамвластиРоссийской Федерации с просьбой восстановить действие федеральных законов, защитить законные права балкарского народа выступали все главы администрации балкарских поселении, представители балкарской интеллигенции, имамывсех балкарских сёл общественные объединения балкарского народа «Алан», «Балкария» и Совет старейшин балкарского народа. Федеральная власть закрывает глаза и уши на это.

В такой ситуации нарастает протестное движение балкарского народа, которое требует реализации решений 1-го съезда балкарского народа и результатов общенародного референдума 1991г. о самоопределении балкарского народа в составе России в рамках Конституции РФ и образовании отдельного от Кабарды национального административно-территориального образования «Балкария» в статусе республики, либо национального округа на территории, с которой она была объединена 16 января 1922 года с Кабардинской автономной областью.

Исмаил Сабанчиев,  председатель старейшин балкарского народа.

30 марта 2012 г.

гор. Нальчик

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нравится(0)Не нравится(0)