«Ингуш – сорок Душ!
Одну убьешь – тридцать девять врагов обретешь…»
Иса Кодзоев

Из источников…
Особое место в северокавказской истории занимает общественное устройство ингушей – совершенно особенный народ в этом смысле. У каждого народа на Кавказе были свои правящие сословия: у адыгов – пши и уорки (князья и дворяне), у карачаевцев и балкарцев – таубии и ездени, у осетин – алдары и уздени, у народов Дагестана – ханы и беки. У ингушей же никогда не было ни того, ни другого. Они имели принципиально иной общественный строй, структурированный в тейповую систему. Слово «тейп» пришло из арабского языка вместе с исламом и переводится как «род, большая семья, группа». Ингушский «тейп» можно определить как объединение свободных общинников, выступающих единым социально-политическим целым.
Превосходство одного человека или тейпа над другим – у ингушей жестко порицалось, а основным общественно-политическим принципом – был принцип свободной военной демократии…
«По исследованию комиссии 1865 года по разбору личных и поземельных прав туземного населения Терской области Назрановское общество (ингуши) устроено на началах демократических: привилегированных сословий нет, все свободны, пользуются одинаковыми правами, рабов нет, землею пользуются на правах общинного владения и что хотя между ними существуют известные фамилии, но все они выдвинулись из толпы заслугами гражданскими, или военными доблестями; не пользуются никакими иными правами, кроме уважения, приобретенного исключительно умом и личными достоинствами каждого члена.
Основываясь на этом, все ингуши наделены землею на праве общинного владения, а если и были примеры награждения в собственность участками земли, то лишь за личные заслуги, а не за потерю прав над подвластным народом, как это и делалось в Кабарде, Осетии и Кумыкской плоскости.
Таким образом, как видно из исследований сказанной комиссии, упомянутое устройство вызвано условиями быта этой национальности, а этому быту, как мы видим, могла бы позавидовать, не только тогда, но и в наше время, любая из стран обоих полушарий. Мы же привыкли ингушей считать, за «дикарей».
Вот вам и «дикари»!..» (Павел Безпристрастный. «Наблюдения и заметки». Терские ведомости. 1907. №5)
Ингуши являются коренным народом Северного Кавказа. Они относятся в кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказской семьи большой европеоидной расы; говорят на ингушском языке, который вместе с чеченским и бацбийским составляет нахскую (кистинскую) группу иберийско-кавказской семьи языков; прослеживаются также связи ингушского языка с языками древней хуррито-урартской группы.
Этноним «ингуши», получивший распространение в литературе с середины XVIII в., своим происхождением обязан русским ученым, офицерам, часто посещавшим ингушское предгорное село Онгушт (Ангушт), расположенное юго-восточнее современного г. Владикавказа. Само название ингушей – гiалгiай. По мнению ряда исследователей, слово «галгай» означает «житель башен». Высказывалось мнение о связи этнонима «галгай» с «Гела», «Гала» – именем божества в языческом пантеоне древних ингушей и греков. Оба эти этнонима: «ингуши» и «галгаевцы», вобрали в себя ряд вейнахских обществ, которые во второй половине XVIII – начале XIX в. слились в один народ, занимающий современную территорию Ингушетии. В советское время сложилась традиция использования терминов «вайнахи» (на ингушском языке пишется и произносится «вейнахи»), «нахи» как для обозначения обоих, близких по языку и культуре чеченского и ингушского народов, так и для каждого из них в отдельности, хотя и те и другие имеют еще и собственные самоназвания: чеченец – «нохчо», ингуш – «гiалгiа».
Основным критерием, объединяющим ингушские тейпы, был комплекс традиционных норм этики ингушей «гIалгIай-эздел», включающий такие понятия, как: «эздел» – сдержанность, благородство, воспитанность, уважение к окружающим; «эхъ» – стыд, совесть. Понятие «яхъ» имеет два значения, первое – чистота помыслов, внутренняя гармония, нравственная составляющая личности, второе – соревновательность в неукоснительном следовании нравственным нормам в поступках и действиях. Понятие «денал» охватывает такие качества, как сила духа, мужество, решительность и смелость, верность слову, надежность, достоинство; «сий» – честь; «къонахчул» – рыцарство. Понятие «сагал» означает человечность; «къахетам» – сострадание; «хаьнал» – благо, полученное честным трудом. Эти традиционные этические нормы и правила поддерживают самобытность и устойчивость ингушского народа, сохраняют глубинные основы гармоничного развития личности и отражают наследие мудрой философии ингушского фольклора, носителями которого были древние ингуши… (Ингуши. Краткая история, их участие в войнах России. Сост. Ах.У. Мальсагов. Пятигорск, 2005)
Ингуши всегда испытывали страх лишиться важнейшего наследия отцов – чести, свободы, Родины. Бросить вызов судьбе и сохранить себя в истории народу помогло то, что великий русский писатель Л. Н. Толстой в «Войне и мире» называл «духом нации». Именно этот непокорный и непокоренный дух, прекрасные народные обычаи, традиции помогли народу выстоять, выжить наперекор судьбе.
Много раз в своей тяжкой истории ингуши оказывались в столь драматических коллизиях, что были на грани исчезновения. Нет в мире таких испытаний, которые бы судьба не послала нашему народу, но каждый раз ингушский народ, как птица Феникс, возрождался из пепла.
На протяжении столетий ингушская самобытность утверждала свою жизнеспособность, несмотря на многочисленные испытания, выпадавшие на долю народа. «Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства; отсутствие наук, изящных искусств, роскоши, грубая нравственность – все это действительно глубоко запечатлено в их сердцах», – писал И. Бларамберг. (Возвращение к истокам. Сост. С.А. Хамчиев. Саратов, 2000)

От себя…
Современная действительность ингушского общества, вызывает крайнюю озабоченность – в становлении Республики Ингушетия, как самостоятельного региона…
Общенациональное единство и духовно-нравственный подъем ингушей – в начале девяностых, сменился скатыванием в бездну невежества, корысти и лицемерия – в начале двух тысячных…
Методы и способы руководства Ингушетии, последних шестнадцати лет, породили деградацию общественно-политического и социально-экономического устройства республики…
На мой взгляд, ответ на этот злободневный вопрос лежит на поверхности…
В процессе истории, особенно, последних пятисот лет, на окраине проживания ингушских тейпов, расселились разношерстные этнические группы, которые выполняли «черную» – не квалифицированную работу – не по принуждению, добровольно, что обеспечивало им защиту и, в некотором роде, покровительство. В семидесятых годах XIX века, а затем и в начале ХХ века, когда царской администрацией проводилась подушная перепись ингушей, обязательным требованием была – пофамильная запись. Тогда-то, эти разношерстные группы, ранее принявшие ингушский язык, культуру, религию и т.д., стали приписывать себе фамилии благородных ингушских тейпов и, с ними же – себя ассоциировать…
Октябрьская революция 1917 г., развязала им руки. Последние сто лет, они укрепились на всех уровнях власти, и современное «бремя» реалий – показатель их временного превосходства над фундаментальными устоями духовно-нравственных основ ингушского общества…

P.S.
Во все времена, на Кавказе, ингушские мужчины были эталоном мужества, чести и благородства!

Р. Албаков-Мяршхи

Выдержка. Радио Свобода. Участие Руслана Албакова-Мяршхи в передаче “Ответки” власти народу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нравится(0)Не нравится(0)