Дифференцированный подход в воспитании

Кумертау Республики Башкортостан Тезисы Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способнойреализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Так как дифференцированное обучение — это разделение учебных планов программ в средней школе с учётом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется через организацию школ, учебных потоков и классов с углубленным изучением отдельных учебных предметов,факультативных занятий. Это предполагает построение такого образовательногопространства, в котором каждыйученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем. Основы дифференцированого подхода были заложены в работах Блонского Основателями понятия «дифференцированный подход» в обучении считают представителей гуманистическойпсихологии Это понятие впервые появилось за рубежом в начале20 века. В настоящее время ряд учёныхкак Алексеев Данный подход в учении находится на стадии развития. Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применятьприёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развитияучащихся. Это тот уровень, которого ребёнок может достичь под руководствомвзрослого. Актуальность дифференцированного подхода в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебнойдеятельности в общем контексте егожизнедеятельности —целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией,понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности. Подход как категория шире понятия «стратегия» обучения — он включает её в себя, определяя методы, формы, приёмы обучения. Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система,процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы сменыпарадигмы с информационной,сообщающей на развивающуюсамостоятельную познавательную активность ученика. Дифференцированныйподход в психолого-педагогическойнауке 1. Дифференцированныйподход обучения в современныхобразовательных системах 2. Дифференцированный подход в традиционной образовательной системе 2. Дифференцированный подход в воспитании дифференцированного подхода на уроках русского языка, чтения, природоведения 2. Применение дифференцированного подхода в работе над ошибками, допущенными учащимися приписьме 2. Дифференцированный подход при проверке знаний и умений учащихся Заключение. Введение «Дифференцированное обучение —разделение учебных планов и программ в средней школе с учётом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется черезорганизацию школ, учебных потоков и классов с углубленным изучением учебных предметов и факультативных занятий». Разделение учебных программ и планов, в теории и практике получило название внешней дифференциации. В начальной школе учебный плани программы до недавнего времени были едины, но существует издавна, так называемая внутренняядифференциация. Таким образом, если индивидуальность выступает как обобщённый образконкретного человека, а индивидуальность характеризует его как носителя техили иных специфических черт, то понятие «дифференцированный подход» подразумеваетосновной путь осуществления индивидуализации обучения. Учёт индивидуальныхособенностей детей — один из ведущих принципов дидактики. Сформированный к середине 80-х годов дифференцированный подход, преимущественно какорганизация и управление педагогомучебной деятельности ученика при решении им специально организованных учебных задач разнойсложности и проблематики. Основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, состоянии сферы образования позволяетвыделить наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения,выражаемого в новых целях и ценностях образования, в инновационных технологиях или методикахпреподавания. Говоря об актуальном заказеобщества к образованию, частоимеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности,способной, реализуя свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемыобщества. «Развивая себя —развиваешь общество» — тезис,отражающий в некоторой степенихарактерный признак нового социального заказа. Это предполагает построениетакого дифференцированный подход в воспитании пространства, в котором каждый ученик школы может самореализоваться,самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. В условиях одновременного существования альтернативныхсистем обучения возникает проблема выявления образовательной системы, котораяэффективно реализует дифференцированный подход, основанный на современных приоритетах. Дифференцированныйподход в психолого-педагогической науке 1. Проводившиесяна протяжении последнего столетияпоиски многих педагогов и психологов привели к созданию целого ряда форм организацииучебно-воспитательного процесса, в которых идея дифференцированного подхода получилапрактическое воплощение. Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считаютпредставителей направления гуманистической психологии В России наиболее интенсивнаяразработка началась с 80-х годов двадцатого века. В настоящее время ряд учёных Алексеев Идея дифференцированного подхода рассматривается сегодня в науке в разных областей знания по-разному. Философия образования исследует этот подход с использованием категорий субъекта, свободы,саморазвитиия, целостности, диалога, игры как форм проявления личности Бтащев Психология рассматривает его сточки зрения реализации «Я — концепции». Дифференцированное образованиеобогащается в этом случае такимипонятиями, как смысловая сфера, рефлексия, переживание, диалог как механизмынакопления личностного опыта ученика Анциферов С точки зрения дидактикидифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методови технологий обучения, способоворганизации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательногопроцесса Бондаревская Дифференцированное обучение по Серикову Дифференцированный подход в воспитании. Предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлениисамосознания, в самоопределенииотносительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждении. По мнению Бондаревской В СССР в начале 80-х годов была предпринятапопытка создания гомогенных классов в некоторых школах Прибалтикиотбор в которые проводился с учётом уровня подготовленности и развития учащихся. К концу учебного года успеваемость в них оказалась выше средних показателей. Даже классы, укомплектованные из наиболее слабых детей, сумели дифференцированный подход в воспитании программныетребования. Под давлением противников гомогенных классов, считавших, чтополезнее, если группа состоит из учеников с различным уровнем способностей и подготовленности сильные учащиеся должны служитьпримером для наиболее слабыхво многих школах эти классы были преобразованы в обычные. Многие педагоги — исследователи Анализ опыта зарубежной и отечественной педагогики в области дифференциации процесса обучения привёл к идее о разноуровневом обучении, организованном, начинаяс детского сада, на основе медико-психофизиологическойдиагностики и с учётом того микросоциума, в котором проживают воспитанники. Необходимо учитывать особенности познавательных процессов и развития памяти, характера и воли, мотивацию учения, одарённость, постоянные иливременные дефекты органов чувств и всего организма. Повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного обучениявозникло на волне демократизациии гуманизации образования. Макаренко указывал, что«воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждоевоздействие на личность должнобыть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития. » Выдающийся советский педагог и психолог, автор многих педагогическихпроизведений Блонский также выдвигал задачу индивидуализацииобучения. Она им трактуетсяне только требованиями лучшейподготовки к жизни, но и психологическими особенностями ранней юности, когда«индивидуум начинает искать самоопределения». В чём же должна заключаться дифференциация обучения? Не в том, чтобы превратить обучение в «натаскивание» учащихся, более усложнёнными задачами. Главная подготовка, которую должна давать единая школа — это умение работать. Но через это лежит путьшкольника и к самоопределению. «Дифференциация, — справедливо замечает Блонский, — культивируется не столько сужением поля работы, сколькопредоставлением ей возможностивыявить и развить, индивидуальнытип учащихся со всеми егоособенностями». По мнению Библера Этапы дифференцированного обучения могут и должны быть представлены не только как последовательные, но и какодновременные. Сущность дифференцированного обучения — не смена замкнутых миров, а всё более обогащающийся диалог различных голосов. Задача обучения в такомконтексте двояка: с одной стороны,укрепить, развить свойственные данному возрасту способы мышления; с другой стороны, организовать диалог. Просматриваются два методических приёма. Первый дифференцированный подход в воспитании в том, чтоучебная задача задаётся вместе с дразнящим Собеседником, подвергающим расшатываниюэмпирическое знание учащихся, заставляющий детей мыслить. Второй приём основан на построении детских гипотез — вопрос переопределяющих учебную задачу. В ходе урока — диалога в гипотезах, вопросах, образах учащихся сгущается их личностное отношение к предмету, а также собственная позиция. Учитель учитывает, что каждый его ученик имеет свою позициюпо отношению к учителю, учебной проблеме, уроку в целом. Профессиональная задача — помочь ребёнку увидеть в общей проблеме тот уникальный поворот, ту «закраину», которая соприкасаетсяс личными проблемами и размышлениями ученика. Личностное начало обучения концентрируется в попытках учащихся выразить своё отношение к учебной проблеме, которые выглядят какколючие, косноязычные образы. С этими индивидуальными моделями учебного предмета,создаваемыми самими детьми, и должен дифференцированный подход в воспитании работать учитель. При этом важно уловитьмомент перехода от чужих словребёнком к попыткам создания им своего понимания проблемы. Учительсталкивает представления, высказываемые ребёнком, с другими, сходными и противоположными идеями, помогает ученику осознать,что же он на самомделе хочет сказать. Задача учителя — укрепить ребёнка в его попытках мыслить самостоятельно. О втором полюсе деятельностиучителя Курганов Чтобы учебная задача была личность значимой,педагог принимал образ Учителя —Собеседника, который уверенно утверждал одну из точек зрения, старался пошатнуть привычный образмышления ученика, стимулировал детей к мышлению «незаученному». Использование ролисобеседника позволяло погружаться в мир мышления ребёнка, зародить первыеаргументированные возражения самому себе и другим, «сгустить» личностное отношение детей к изучаемой по мнению авторов концепции учебного диалога, необходимосоздавать «точки удивления» в учебном материале, которые требуют поиска различныхвариантов обозначения звуков, образов числа, бесконечности. На уроке-диалоге зарождается творческоемышление, которое можно назвать «рождение мысли». Оно является одним из путей, чтобы гуманизировть отношенияв школе, развить личностнуюпозицию ребёнка. Возможности обновления дифференцированного подхода, основанногона диалогах, дискуссиях,направленных на оптимальноевключение зоны ближайшего развития заложены в системе развивающего обучения. Психолого-педагогические основы дифференцированного подхода Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно дифференцированный подход в воспитании сочетании индивидуальной,групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всехэтапах обучения, т. При любом обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительнойдеятельности, личностных качеств учащихся. Учёт индивидуальных особенностейдетей — один из ведущих принципов дидактики. В любом классе выделяется группа детейс более или менее дифференцированный подход в воспитании, которые условно называются «сильные», «средние», «слабые». Этотоже требует использования в учебном процессе применения различных методов и приёмов дифференцированногоподхода. В конце 60-х годов дифференцированный подход к учащимся начальных классов направлен главным образомна ликвидацию второгодничества. Основное внимание уделялось работе с отстающими учениками на уроке и вне урока. Учителя были обязаны вести особые тетрадидля каждого дифференцированный подход в воспитании ученика, учёт занятий с ними и т. Решающим признаком отселения ученика к группе слабых считалось «возможностьрезультативной деятельности, а попросту — успеваемость. Сначала группы выделялись открытои им даже давались названия,подчёркивающие уровень успеваемости. Устранить по-настоящему причинынеуспеваемости, таким образом было нельзя. Это быстро поняли и учителя и руководители школ. Стали оговаривать, что группыне являются постоянными. Выдвигалось требование, не сообщать, к какой группе отнесён ребёнок, тем более не давать группам названия. Делениена группы, подчёркиваемое учителеми самими детьми, наносило вредличностному развитию учащихся. Но детей нельзя обмануть: они дифференцированный подход в воспитании понять и оценить деятельность учителя по отношению к себе и другим. Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памятии многое другое. Разноуровневаяформа обучения не может датьположительного результата сама по себе, она требуетогромной работы над содержанием и методикой преподавания. В работе на разноуровневом обучении приходится сталкиваться с проблемой отбора учащихся в группы. При разделении учащихся на уровни, необходимо учитывать желание самих учениковучиться на том или ином уровне. Для того, чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанспроявить себя, оценить свои силы и возможности. В такой форме организации работы есть и один существенный недостаток. В разноуровневые группы отбираютсяучащиеся с учётом в основном их математических способностей, которые дифференцированный подход в воспитании не всегда совпадают со способностями к изучению других предметов. Обучение детей, разныхне только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно бездифференцированного подхода к обучению. В условиях урокадифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановокперед учащимися посильных задач, где посильность и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания,упражнения, предлагаемые с учётомуровня знаний, умений и навыковучащихся и предполагающеепоследовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных школьников не одинаков. Главной задачей учителя — сократить у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных. В дидактике нет готовыхрецептов на все случаи жизнипо реализации данного принципа,т. Необходимостьреализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общимидля всех учащихся целями, содержанием обучения индивидуальными возможностями каждого ребёнка. Междуфронтальными изложением учебного материала учителем индивидуальными особенностями восприятия, памяти,интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материалаконкретным учеником. Дети с пониженной обучаемостьютребуют особой формы учебной деятельности. Ребёнок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявленияматериала. А дети с повышенной обучаемостью также нуждаютсяв особом внимании учителя дляразвития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям ужев первом классе требуетсядифференцированный подход. В начальных классах умственнаядеятельность и в более широком плане учебнаядеятельность лишь формируются. Учитывать индивидуальные особенности психическихпроцессов как слагаемые обучаемости очень важно. Но не меневажно учитывать психофизиологические особенности личности в целом. Первые дни в школе не могут не сказаться на поведении всех детей, но по-разному. У этих детей на незначительное время снижается настроение. При обращенииучителя, не дослушав вопрос и не осмыслив дифференцированный подход в воспитании, сразу начинают отвечать. Сменаобстановки для них наиболее сложна. Для некоторых требования школы в первые дни совсем недоступны. Дажелёгкое умственное дифференцированный подход в воспитании вызывает переутомление нервных клеток. Какследствие — отставание в усвоении программ. Очевидно, одна и другая группытребуют разных педагогических мер. Двигательную активность холериков нужно направить на выполнение учебных заданий, сдерживать их, сделать этих детей своимипомощниками на уроке и вне урока, давать им больше поручений. Группу меланхоликов нельзя порицать, обвинять в лености. Нужно развивать у них стремление к успеху, вовлекать в коллективные игры, требующие самостоятельности,активности, инициативы. Больше применять игровых приёмов для поощрения этихдетей. Все мероприятия должны быть направлены на укрепление их нервной системы и предупреждение утомления. На любом этапе обучения, в любом классе холерики, сангвиники,флегматики и меланхолики требуютсвоеобразного подхода. Среди сангвиников и меланхоликов есть дети с повышенной или пониженной обучаемостью, котораяне является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Вопрос о выделении групп учащихся длядифференцированного подхода сложнее, чем представляется. Дифференцированный подход в воспитании ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть дифференцированный подход в воспитании материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом этуразницу. Важная предпосылка осуществления дифференцированного подхода к учащимся — направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагаетдейственное внимание к каждомуученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. В привитии интереса необходим и коллективный, индивидуальный подходы: поставить перед классом цель,помочь каждому включиться в учебный труд. Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших принципов обучения. Реализация данного подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанниковсоздать представление каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснитьпоступок ребёнка и отношениек учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеетв виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей ребёнка. Дифференцированныйподход в современныхобразовательных системах 2. Дифференцированный подход в традиционной образовательной системе В 60-е и последующие годы проводилось множество исследований,связанных с изменением в содержании образования. Среди нихнаиболее важным и результативнымиоказались работы, которые придавали обучению развивающий характер. В решении коллегии Министерстваобщего и профессиональногообразования РФ от 11 декабря 1996 года, на котором рассматривался вопрос о проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации, отмечалось, чтов настоящее время в школе представлены три вариантаначального образования: первый базируется на традиционной системе образования; второй — на системе, предложенной Занковым, и третий —на системе развивающего обучения,разработанной школой Сегодня дифференцированный подход в воспитании образовательной сфересуществует слишком много точек зрения на сам образовательный процесс, на его понимание. Все они имеют право на жизнь, что не позволяет назвать самую верную, а остальные — отнести к разряду сомнительных. Это самым естественным образомразводит педагогических работников по всему образовательному полю в соответствии с их индивидуальными пристрастиями и возможностями. Дифференцированный подход в системе традиционного обучения дифференцированный подход в воспитании связанс происходящими изменениями в содержании и объёме учебного материала. Знаниевая ориентациясложилась в тот период, когдас помощью дифференцированный подход в воспитании государстворешало острые социальные проблемы: сначала — обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованностинаселения. Становление личности в системетрадиционного образования препятствовали идеологизация и регламентация научного ядра знаний, подлежащегоусвоению учащимися. Мешали и авторитарный дух школы, нормативно-охранительнаясистема, дифференцированный подход в воспитании развитие ребёнка не мыслилось иначе, как в рамках социального заказа на человека определённого типа. Обеспечение единстваобучения и воспитания всегда былоактуальной проблемой традиционной школой. Традиционная школа — это модель обучения, суть дифференцированный подход в воспитании состоит в дифференцированный подход в воспитании образования дляцеленаправленного формирования личности, нужной государству, отвечающей егосоциальному заказу. Индивидуальные запросы и потребности поощряются лишь в том случае, если соответствуют интересамгосударства. Согласно традиционному дифференцированный подход в воспитании, движущая сила учебного процесса содержитсяв противоречии между знаниеми незнанием. Однако этопротиворечие не затрагиваетличностно значимую, ценностную сферу их сознания. Побудительная и развивающая сила противоречия между имеющимися у школьников знаниями и знаниями, подлежащими усвоению,становится значительно большей, если они знания приобретают характеротношений. Процесс овладения ими должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновениямнений, взглядов, позиций, научных подходов, поиска истины, проектированиявозможных различных решений познавательных задач, творчества учителей и учащихся. При это основным условиемвыступает вовлечённость ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержанияобразования. В традиционной дидактическойсистеме основой любой педагогической технологии является объяснение, а при дифференцированном подходе — понимание и взаимопонимание. Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: приобъяснении — только одно сознание,один субъект, форма речи —монолог; при понимании — двасубъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Дифференцированный подход в воспитании, чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали сами дети, а чтобы учителю больше приходилосьслушать; надо, чтобы дети всё время были активными, а не страдательными лицами, — тогда процесс обучения несомненно выиграет. Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это — ключевые слова в характеристике технологий дифференцированного подходав образовании. Все средстваподдержки ребёнка на уроке условноможно разделить на две группы. Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех дифференцированный подход в воспитании создаёт необходимый для нихэмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это доверие к ним, привлечение к планированию уроков, создание ситуаций взаимногообучения, использование деятельностного содержания обучения, позитивная оценкадостижений и т. Вторая группа средств направлена на индивидуально- личностную поддержку и предполагает диагностику развития,обученности, выявление личных проблем детей, отслеживание процесса развитиякаждого ребёнка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогическойпомощи, основанное на знаниисвойственного ему темпа учебной работы. Развивающий эффект в системетрадиционного обучения непосредственно связан с происходящими изменениями в содержании и объёме учебного материала. Столяровоснованной на традиционном подходе к обучению и соответствующих учебниках, содержится блоксодержательно-логических знаний, который обеспечивает необходимые условия длясистематического дифференцированный подход в воспитании целенаправленного развития познавательных процессову детей: внимания, воображения,памяти и мышления». Решение этойзадачи достигается дифференцированный подход в воспитании увеличения числа упражнений и расширения дифференцированный подход в воспитании учебных возможностей, в том числе и сферы применения знаний, однородных по содержанию и цели заданиям традиционного обучения6 например,задания на сравнение, на обобщение, выбор наиболее рациональногоспособа решения задачи, решение задач путём построения цепочки верныхрассуждений и др. В последние 10—15лет в педагогике идётпроцесс радикального переосмысления традиционной системы оценки достиженийучащихся. Традиционная оценка направлена на определение уровня овладения предметными знаниямии умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своём фрагментарны и узкоспециальны. Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничено, это либосамостоятельная, либо контрольная работа, которые составляются по одной и той жесхеме самостоятельных и контрольныхработ в большинстве случаевпроисходит взаимодействие учителя и учащегося. Таким образом, при традиционном методе контроля точкой отсчёта являетсяоценка «5», и в зависимости от недочётов и ошибок, допущенных учеником, оценка снижается. Одинаковые оценки «3» у двухучеников вовсе не означают, чтоони имеют одинаковую подготовку. Возможно, что у них есть довольно существенные пробелы по сравнению с «пятёрочным» уровнем, причём, разные. Дифференцированный подход в обучении математике младших школьников Обсуждая дифференцированный подход в воспитании о дифференцированном подходе в обучении младших школьников, можно сформулироватьнекоторые условия его осуществления: 1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности,с которыми встретятся разныегруппы учащихся. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группамотдельным учащимся. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся а в идеале —каждого ученика. Осуществление оперативной обратной связи. Многим учителям знакомы трудности, связанные с организацией на уроке фронтальной работы над текстовой задачей. Средипричин, определяющий недостаточный уровень сформированности у учащихся умений решать задачи, выделеныследующие. Первая дифференцированный подход в воспитании в методикеобучения, которая долгое время ориентировала учителя не на формирование у учащихся обобщённых умений, а на «разучивание» способов решения задач определённыхвидов. Вторая причина кроется в том,что учащиеся объективно отличаются друг от друга характером умственной деятельности,осуществляемой при решении задачи. В то время, когда большая часть учащихся только приступаетк осмысливанию содержания задачивместе с учителем, другая, пустьменьшая часть, уже знает, как её решать. Одни учащиеся способны видеть разныеспособы решения, другим необходима значительная помощь для того, чтобы простозадачу решить. Да и потребность в помощи различна у разных учеников. При этом определённая часть учащихсятак дифференцированный подход в воспитании остаётся недогруженной, таккак предлагаемые задачи слишком для них просты. Как же организовать на дифференцированный подход в воспитании работу над задачей, чтобы онасоответствовала возможностям учащихся? Психологи выделяют уровни умения решатьзадачи. Восприятие задачи осуществляется ученикам поверхностно,неполно. При этом он вычленяетразрозненные данные, внешние, зачастую несущественные элементы задачи. Ученикне может и не пытается предвидеть ход её решения. Не поняв, как следует, содержания, ученикуже приступает к её решению,которое чаще всего оказывается беспорядочным манипулированием числовымиданными. Восприятие задачи сопровождается её анализом. Ученикстремится понять задачу, выделяет данные искомое, но способен при этом установить между ними лишь отдельныесвязи. Из-за отсутствия единой системы связей между величинамизатруднено предвидение последующего хода решения задачи. Чем более разветвленаэта сеть, тем больше вероятность ошибочного решения. На основеполного всестороннего анализа задачи ученик выделяет целостную системувзаимосвязей между данными искомым. Это позволяет ему целостное планированиерешения задачи. Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решенияи выделить наиболее рациональныйиз возможных. Поэтому для эффективности обучения решению задач необходимо учитыватьисходный уровень сформированности этого умения у ученика. Для того, чтобы организовать разноуровневуюработу над дифференцированный подход в воспитании в одно и то же время, отведённое дифференцированный подход в воспитании этого на уроке, уместно использовать индивидуальныекарточки — задания, которыеготовятся заранее в трёх вариантах для трёх уровней. Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той жезадачи, но на разных уровнях. Предлагая ученику вариант оптимальногодля него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельностипри решении задачи. «От двух пристаней,расстояние между которыми 117 км,отправились одновременно навстречу друг другу по реке два дифференцированный подход в воспитании. Какое расстояние будет между катерами через2 часа после начала движения? Рассмотрим чертёж к задачеи выполним задания. Б Обведи ручкой отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторымкатером. В Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерамиза это время. Г Прочитай вопрос задачи и обозначь на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Рассмотри ещё раз решение. У данной задачи есть болеерациональный способ решения. Он предполагается, как дополнительное задание рассмотретьрешение. Запиши пояснения к каждомудействию и вычисли ответ. Закончи чертёж к задаче. Обозначь на нём данные искомое. Рассмотри рассуждение от данных к вопросу. Скорость сближения 2 ч Расстояние, пройденное? Двумя катерами 117 км Расстояние между катерами.? Пользуясь рассуждением, запиши план решения задачи. Запиши решение задачи: А по действиям; Б выражением. Сопоставь ответы, полученные разными способами. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. Запиши решение задачи: А по действиям; Б выражением. Узнай, какое расстояние будет между катерами при той же скорости и направлении движения через 3 ч? Важным является вопрос об организации работы на уроке. Благодаря тому что варианты заданийприспособлены к возможностямучащихся, а печатная формапредъявления задания снимет сложности, связанные с оформлением, на уроке может быть организована самостоятельная работаучащихся. Во время этой работыесть возможность оказывать индивидуальную работу отдельным учащихся. Но возможны и другие варианты. Например, по мере надобности учитель можетруководить работой учащихся одного из уровней, в то времякак другие работают самостоятельно. Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Составтаких групп может быть как одноуровневым, так и разноуровневым, в зависимости от целей, которые ставит учитель в этой работе. В конце урока работы учащихся собираются учителем дляпроверки. Решая одну и ту же задачу, создаётся благоприятноеусловие для обсуждения её сразу жепосле её решения. Это, с однойстороны, служит необходимой обратной связью для учителя, который получает такимобразом общее представление о выполнении работы учащимися уже на уроке. С другой стороны, обратная связь осуществляется и для ученика. Он ещё помнит, какие имел трудности и сомнения, и получает либо подтверждение, либо опровержение своейдеятельности и результатов. Крометого, в ходе обсуждениярезультатов работы ученик имеет возможность увидеть деятельность дифференцированный подход в воспитании высокогоуровня, чем тот, на котором он работал. Таким образом, учащиеся не ограничиваются рамкамипредлагаемого им уровня. Работа над текстовой задачей на уроке с помощью карточек, описанных ранее, органичновписывается в ход урока, удобнав организации, повышаетсамостоятельность учащихся и позволяет у них формировать умение решать текстовые математическиезадачи на доступном уровнесложности, — это совершенствуетобучение решению задач учащихся начальных классов. Дифференцированный подход в воспитании форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, она требует огромной работы надсодержанием и методикойпреподавания. В работеразноуровневом обучении приходится сталкиваться прежде всего с проблемой отбора учащихся в группы. При разделении учащихся на уровни необходимо учитывать желаниясамих учеников учиться на дифференцированный подход в воспитании илиином уровне. Для того чтобы такое желание не расходилось с возможностями ученика, надо дать учащимся шанспроявить себя, оценить свои силы и возможности. В такой форме организацииработы есть и один существенныйнедостаток. В разноуровневыегруппы отбирались учащиеся с учётом в основном их математических способностей, которые далеко не всегда совпадают со способностями к изучению других предметов. Обучение дифференцированный подход в воспитании, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно бездифференцированного подхода к ихобучению. В условиях урока индивидуальныйподход к учащимся реализуетсяв разумной дифференциации учебныхзаданий, постановке перед учащимися посильных задач, где посильность и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задание,упражнения, предлагаемые с учётомуровня знаний, умений и навыковучащихся и предполагающиепоследовательное усложнение познавательных задач. Пусть от первичного усвоениядо прочного сформированного навыкау разных школьников не одинаков. Главной задачей учителя — сократить у тех детей, у которых он дифференцированный подход в воспитании, чем у остальных. Дифференцированный подход можно использовать и при изучении нового материала. Работу можно начатьс группы учащихся в 4 человека. После того, как ученики найдут результат, заменяя произведение суммойодинаковых слагаемых; учитель предлагает работать группой в четыре человека. Он ставит задачу — сравнить пары примеров. Какой вывод можно сделать? Ученики каждой группы обсуждаютпоставленную перед ними задачу и решают, кто из них ответит на поставленный вопрос. При изучении данного вопроса групповая форма работы особенно интересна. Такв процессе фронтальной работы,которая затем следует за групповой, ученики убеждаются, что наблюдаемая имизакономерность повторилась во всехзаданиях у всех групп. Приорганизации групповой формы работы возникает целый ряд проблем. Одна из них — как разделить класс на группы? Результаты исследования по данной проблеме учёным Лийметс Это способствует общению междучленами группы. Сильные ученики чувствуют ответственность за более слабых, так как учитель может вызвать для ответалюбого ученика группы. Дифференцированный подход в воспитании жегрупповой работы значительно шире, так как в этом случае результат выполняемой работы зависитне только от усилий каждого ученика, но и степени согласованности действий между учащимися всейгруппы. Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка, чтения, природоведения Система обучения учащихся орфографии строится на основе психологических и методических положений: 1. Любая работа, в том числепо усвоению орфографии, должнабыть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизациюпознавательных дифференцированный подход в воспитании учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, уменийи навыков. Орфографический навык, как и любой другой, — это автоматизированные компоненты сознательнойдеятельности. Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения,в ходе выполнения которых будетпроисходить «процесс свёртывания умственной деятельности» Сознательная деятельность осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Дифференцированный подход в воспитании же правила означает последовательное выполнениеумственных операций, которые ведут к умственному решению задачи. В развитии навыкасамостоятельной работы домашние задания по чтению имеют очень большое значение. В процессе выполнения их у учащихся укрепляются навыки чтения, в основном тихого, про себя,совершенствуется умение работать с книгой, воспитывается интерес к чтению. После классного чтения у учащихся появляется «чувство знакомости» по отношению к прочитанному, ошибочная уверенность в том, что и без специальной подготовки они сумеют снова прочитатьуже известный дифференцированный подход в воспитании рассказ, ответитьна вопросы учителя ведь на уроке было дифференцированный подход в воспитании понятно и пересказать то, о чём только вчера читали. В результате учебная книга даже не открывается. Стимулом в подготовке домашнейработы по чтению и природоведению являются дифференцированный подход в воспитании задания, по возможностине повторяющие общепринятыхклассных заданий или же изменяющиепоследние в плане повышениятворческой самостоятельности учащихся. При чтении рассказа Чехова «Белолобый» для домашней работы предложитьучащимся подобрать материал для плана, выбрав из каждой части рассказа самое главное предложение,поставив карандашом на полях дифференцированный подход в воспитании с этим предложением. Ученикиучатся определять главное в прочитанной части, находить наиболее точное выражениеэтого главного словами автора. В третьем классе после чтениясказки Мамина —Сибиряка «Серая Шейка» дома ученики перечитывают сказку и готовят пересказ второй главы: мальчики от лица Зайца, а девочки от лица Серой Шейки — и о встречи будущих друзей после того, как Уточка осталасьодна, без родной стаи. Можно предложить детям подумать и рассказать о том, как будет жить Серая Шейка в семье доброго старого охотника, составить продолжениесказки. После чтения в классерассказа Пескова "Когда бушевали метели«предложить дома детямнайти в книге другой, сходныйпо содержанию рассказ Скребицкий «Митины друзья»прочитать его и рассказать, что в них одинаково описывается. Естественно, подобные задания невозможно выполнить без непосредственнойработы с книгой, осмысленногоперечитывания знакомого произведения и размышления над дифференцированный подход в воспитании. При планировании домашних работ у учителя есть возможность дифференцировать заданияпо группам учащихся, учитывая их подготовленность и способности. Особое внимание при этомжелательно уделять детям, для которых чтение ещё не стало любимым занятием и у которых отстаёт ещё и техника чтения. Применение памяток на урокахчтения и в домашней работе над текстом также повышает качествознаний. Памятки составляются для того, чтобы обратить внимание детей на самое существенное в прочитанном материале, служатсвоеобразным планом в рассказахдетей о прочитанном, используютсяили для выполнения домашних заданий. Выполнение задания по предложенной памятке обязывает ученика работать с книгой, перечитывать материал классногочтения, осмысливать его и готовиться к своеобразному отчёту о прочитанном. Помимо этого, у ученика вырабатывается определённый стереотип пока чтопервичного восприятия читаемого произведения. Памятки дают учителю возможностьпредлагать учащимся различные виды работы с книгой для выполнения домашних заданий. Таким образом, выполняя домашнее задание по чтению, младшие школьники учатся самостоятельноразбираться в материале чтения. Подбирать дополнительную литературу, размышлять по поводу прочитанного, готовятся спросить о непонятном, сделать сообщение о прочитанном, учатся выразительно читатьизучаемое в классепроизведение. В домашнем чтении к уроку закрепляются навыки чтенияучащихся, их умение работать с книгой. Очень важно, чтобы детям хотелось «учить»домашние задания по чтению, чтобыу них формировалась потребность,привычка читать книги, дифференцированный подход в воспитании о читаемом, делиться своими мыслями по поводу прочитанного с учителем, товарищем, родителями. Дифференцированный подход возможен и на уроках природоведения. При этом класс делится на 4 —5 групп, в которой есть «лидер» — «л» 1- 2 человека«средних» — «ср. » — 2—3 человека«, «слабых» — «сл. » — 2—3 человека. Такое деление основанона психологических особенностяхдетей. Эта форма организации деятельности детей: — способствует реализациивоспитательных целей, приучая ихк ответственности; готовностиоказать помощь другим; к партнёрству; — способствует реализациипознавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность; — расширяет границымежличностных отношений и способствует возникновению дружбы между учащимися; — делает объективней процесссамооценки, повышает объективность в оценке других. Задача учителя — создать такуюатмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения. Более «сильные» учащиеся, видяпроблему, предлагали решение, «слабые», получая подсказку, считали себяполноправными «решателями проблем». Основные вопросы, изучаемые на уроке: растительноядные, насекомоядные, хищные,всеядные животные. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных дифференцированный подход в воспитании питанияи отрицательные последствия этогоявления. Приспособление организмов к условиям жизни. Каждой группе даётся конверт, в который вложены изображения различных животных. К каким группам их можно отнести по особенностям питания? Тема урока: «Цепи питания». Задания каждой группе: 1 группа. Затем доосмысление ситуации: «А что произошло бы, если. Тема «Лес — природноесообщество». Расположить все имеющиеся организмы по «лесным этажам». Такая организация деятельностипозволяет за урок оценить работу12 — 15-ти учащихся против 4-6-ти как обычно. Также эффективным приёмом дифференцированного подхода в обучении младших школьников является «работа в паре» или задание для товарища«. Этотприём целесообразно вводить после того, как новое орфографическое правилоотрабатывалось на 2—3 уроках. Дома ученики пишут на листе в столбик несколько слов не менее 5 на пройденное правило например,на правописание звонких и глухих согласных в корне слова с пропуском нужной орфограммы. Следующий урок начинается с того, что дети, сидящие за одной партой, кладут листы с домашним заданием посередине и проверяют друг у друга правильность составления задания: автороценивает правильность заполнения пропусков соседом знаком «+». Если ответневерен: сигнал — красный цветкарточки. На эту работуотводится 3—4 минуты. По знаку учителя прерывают работу если не закончена, ставят пометку, гдеостановились. Во время дифференцированный подход в воспитании в классе неизбежен шум: большая часть работы требуетобсуждения и, даже если всеговорят шёпотом, тишины дифференцированный подход в воспитании классене будет. «Слабому» ученикуследует подбирать не столько«сильного» в учебном плане,сколько доброжелательного, готового помочь, дифференцированный подход в воспитании унижая при этом. Но работать группами часто нельзя:2—3 разав неделю, так как ввидунеустойчивой детской психики этот вид организации работы утрачивает учебнуюактивность. Форма работы «задание для товарища» направлена на воспитание у детей учебной самостоятельности. Основная дифференцированный подход в воспитании учителясостоит здесь прежде всего в помощи отдельным группам детей по налаживанию. Совместного характера их дифференцированный подход в воспитании. Организуя групповую работу, учитель налаживает не только деловые, но и личностные взаимоотношения между детьми, т. Воспитательный эффект совместной работы детей на уроке очевиден. В совместной работе дети получили недостающий им опыт самостоятельногоорфографического контроля: по отношению к работам других учеников они выполняли функцию учителя,что не могло не сказаться на их собственной учебной самостоятельности. Таким образом, групповая форма обучения должна стать надёжным условиемреализации дифференцированного подхода в воспитании учебной самостоятельности учащихся, начинаяс младших классов. Применение дифференцированного подхода в работе над ошибками, допущенными учащимися приписьме Работа над ошибками, допущенными учащимися при письме, является важнейшимзвеном в системе обучения русскомуязыку. Как правило, работа дифференцированный подход в воспитании ошибками проводится фронтально, без учётаиндивидуальных особенностей учащихся. Наиболее активными на таких уроках являются ученики, не допустившие ошибок, пассивными — ученики, которые допустили множество ошибок и особенно нуждаются в самостоятельных упражнениях по закреплению и выработке навыков письма. Первая трудность, с которойвстречается, — это разнородностьошибок среди ошибок, допускаемых учащимися, трудно бывает выделить такназываемые типичные ошибки. Разнородные ошибки, допущенные школьниками, дифференцированный подход в воспитании том, что для усвоенияопределённых грамматических правил и для выработки навыков грамотного письма отдельнымиучащимися одного и того же класса требуется различное время,т. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Могут ли все ученики самостоятельно найти правильный путьработы над ошибками? Вторая трудность дифференцированный подход в воспитании это различный темп работы учащихся. Это особенновидно, когда каждому ученику предоставляется возможность работать сообразно егоиндивидуальным особенностям. Владеющие быстрым темпом ученики вынуждены ждать,когда закончат медленно работающие ученики. Те в своюочередь начинают торопиться, пропуская работу над ошибками в словах, допуская небрежность. Пропадает желаниесамостоятельно работать, учебный труд становится неприятным. Систематическое отсутствие дифференцированного подхода при организации работынад ошибками является одной из причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учащихся. Дляорганизации индивидуальной самостоятельной работы учащихся над ошибками огромноезначение имеет создание психологической основы для сознательных упражненийпо исправлению своих пробелови желание выправить их, преодолевая трудности. В предупреждении грамматическихошибок большую роль играют индивидуальные карточки-сигналы с названием правила. При первичном чтении текстаобучающего диктанта учащиеся внимательно вслушиваются в текст, устно находя слова на изученные правила. При чтении каждого предложенияучителем учащиеся откладывают перед собой кружки-карточки с названием правила. При письме под диктовку они ужеопираются на сигналы-карточки,вспоминая правила к словам данноготекста. Например: «В берёзовуюрощу прилетели грачи». Учащиеся откладывают фишки: «Предлоги со словами», «окончаниеприлагательных ж. », «чу-щу», «приставки»,«безударные гласные, проверяемые ударением». Применяя такой способ написанияобучающих диктантов, каждый ученик дифференцированный подход в воспитании индивидуально, вырабатываетсяорфографическая зоркость, самоконтроль. Но диктанты в данном случае должны быть короткими, но очень «насыщенными» изученнымиорфограммами. Эффект такой работы огромен. Более в обширном плане, но на основе предыдущей, состоит работа над текстом всегообучающего диктанта в виде игры«Нарядим ёлку». Когда на закреплённую на доске ёлку — рисунок прикрепляются таблички с названием тех правил, в словах которых они встретились. Учитель видит знаниядетей, осуществляется обратная связь Результаты письменных работ лучше заносить в настенную таблицу под названием «Учёт грамотностиучащихся», которая вывешивается в классе. И результаты проверки и классификации ошибок в письменных работах не были только достоянием учителя, а доводились до сведения всего класса и каждого ученика в отдельности. Ошибки каждого ученика отмечаютсяусловным знаком кружком в соответствующей графе, независимо от количества ошибок, допущенных в работе, в соответствующей графе только один раз. В графе «Как научиться? » учителем указывается правило,упражнения для выработки навыка. Значит, данное задание ученик будет выполнятьвполне осознанно, а не механически. При этом школьникиполучают ясное представление о своих недочётах и о путях ихисправления, т. Дифференцированный подход при проверке знаний учащихся Проверка знаний даёт возможность установить актуальный уровень знанийучащихся и, опираясь на него, наметить дальнейший путь егообучения и развития. Кроме этого,опрос — это и повторение, и закрепление знаний, и от того,насколько он будет эффективным,зависит дальнейшая перспектива обучения учащихся. Так, взаимоопрос можно осуществлять на уроке следующим образом. Учащимся первого ряда даются карточки с заданиями. Задания должны предполагать лаконичныйответ. Обычно предлагается выбрать правильный ответ, или ответы из нескольких предложенных заданий,или же указать неверный ответ,или же дописать определение и т. Вариантов может быть большое количество в зависимости от специфики предмета. Количество вопросов их степень трудности должно бытьодинаково в карточкахвариантов. Получивший карточку на отдельном листочке пишет свою дифференцированный подход в воспитании, номервыбранного ответа, который он считает правильным, и передаёт карточку и свой ответ на последующую парту по своему ряду. Получивший карточку должен её дифференцированный подход в воспитании оценить, поставить оценку. Приэтом он пишет на карточке примерно следующее: «такой-то указывается фамилия оценил такого-то фамилия на. », ставит отметку и передаёт карточку и листок с оценкой на следующую по ряду парту, делая на листочке мотивировку ответа. » и даётправильный, по его мнению,ответ. Получивший карточку должен просмотреть и ответы первого ученика и оценку второго, и оценить, но уже не первого учащегося, а второго, который проверял первого и поставил ему оценку. Если отметка,по его мнению, поставлена,верно, — он оценивает её на «отлично», если не верно, то ставится отметка «2» и после этого пишется свой вариант, и карточка с отметками передаётся дальше. Следующий учащийсятак же оценивает предыдущего,внося при необходимости свои коррективы. После проведения такого вида опроса учитель оценивает учащихся,проводя подробный анализ ответов и оценок. Задания даются по вариантам. Вначале лучше брать два варианта, таккак их лучше анализировать, и анализ охватит сразу большое количествовариантов. Учитель зачитывает все положения и вопросы, относящиеся к определённому варианту, и вместе с учащимися выбирает правильные дифференцированный подход в воспитании. Затемотмечается, насколько правило и неправильно выполнил задание первый ученик. Еслизадание выполнено дифференцированный подход в воспитании, ставится положительная отметка, еслинеправильно —неудовлетворительная. А как оценилвторой учащийся своего товарища? Если он оценил его правильно, поставив «5» или «2» в зависимости от выполненного задания, ответ оценивается на «5», если задание выполнено верно,но оценено неверно, он получает «2». Следующий учащийсяоценивается таким же образом. Например, первый ученик выполнил задание на «2». Второй, не найдя у него ошибку, пишет: «Всё правильно» и оценивает ответ на «5». Третий замечает ошибку в оценке ответа учащимся у своего товарища и ставит ему соответственно «2», а четвёртый, за то, что третий дифференцированный подход в воспитании оценил второго учащегося,ставит ему «5». Учащиеся получают следующие отметки: первый учащийся за свои ошибки получает отметку «2»,второй — за неправильную оценку ответа товарища получает тоже «2»,третий — за нахождение ошибки и правильную оценку получает «5», четвёртый учащийсяза правильную оценку третьеготакже получает «5». Но бывает и так, что второй учащийся, как и в первом случае, не имея достаточных знаний, ставит первому за неправильный ответ «5», а последующие, ориентируясь на данную отметку, тоже оценивает впередисидящих дифференцированный подход в воспитании «5». Сразу ясно, чтоданные учащиеся материал не знаюти поэтому, получаютнеудовлетворительные отметки. Таким образом, оценки наугад ни к чемухорошему не приведут. Учащиеся этобыстро понимают и ужеориентируются не на отметку, которую поставил товарищ,а на степень правильности выполненного задания, на имеющиеся у себя знания. На первых порах анализочень подробный. Скрупулёзно разбирается каждый ответ и каждая отметка. Вначале учащиеся путаются при оценкеи оценивают не тех, кого надо. Часто, вместо того, чтобы оценитьсвоего соседа по ряду, ониоценивают выполнившего задание первым. При подробном и терпеливом разъяснении, кого и за чтонадо оценить, как мотивировать свою оценку, то через 2—3 занятия учащиеся хорошоусваивают этот метод опроса и ужене допускают ошибок. Ценность этого вида опроса в том, что помимо того, что проверяются знания учащихся,у них вырабатывается умениеоценивать своих товарищей объективно, без ложного чувства «товарищества» и взаимовыручки. Если из «чувства дифференцированный подход в воспитании ученик поставилсвоему другу «5», когда ему положено «2», то ему грозит, что следующий оценивающий поставит емуоценку «2». А если и остальные поставят друг другу отличныеотметки, то преподавательнеминуемо оценит дифференцированный подход в воспитании объективнона «2». Этот вид опроса оченьнравится учащимся, вызывает у нихинтерес и вырабатываетпринципиальность и самокритичность. Необходимо всегда поддерживатьперспективу на положительнуюоценку по всем видам опроса в дальнейшем. В первое время такой вид опросазанимает много времени, но потомон осуществляется очень быстрои карточка буквально «пролетает»по рядам. Вначале данный видопроса прорабатывается изолированно от других видов опроса. Но по мереего усвоения, его необходимо комбинировать с другими видами опроса, так как дифференцированный подход в воспитании, которыене задействованы, начинаютотвлекаться, поэтому их такженеобходимо активизировать. Для этого целесообразно использовать следующие виды опроса: тихий опрос, магнитофонный опрос, самоопрос. Тихий опрос — это краткий опросучащегося преподавателем у стола. Это краткая беседа по теме илиразделу. Здесь возможны вопросы, на которые учащийся не смог ответить раньше, возможны задачи на решение некоторых житейских ситуацийили по материалу предыдущегоурока. Магнитофонный опрос — эторазновидность «тихого опроса». Учащиеся самостоятельно берут билет с вопросом или заданием и отвечают на него на магнитофон. Магнитофон желательно иметь два на класс. Чтобы не было путаницы на различных видах опроса, удобно применять схему,которую вначале подробно объяснить учащимся. Схема в виде таблицы устанавливается на доске, и ребята всегда могли правильно ориентироваться. В — взаимоопрос карточка ;О — «тихий опрос»; М — магнитофонный опрос; С — самоопрос. Например, первый ряд получает карточку — задание. В это время 2-й ряд идёт на «тихий опрос». Третий ряд идёт на магнитофонный опрос, четвёртый — на самоопрос. Выполнившие задание ученики по карточке идут к стенду самоопроса, который уже освободился к этому времени. Учащиеся, закончившиеу преподавателя «тихий опрос»,начинают выполнять задание по карточке, которая к этому времени к ним подошла. Учащиеся с магнитофонного опроса идут на «тихий опрос», а с самоопроса — на магнитофонный опрос и т. Такаяпоследовательность не предполагаетпутаницы на какм-либо виде опроса,рационально распределяет ихна каждом его виде, максимальноиспользуя отведённое на это время. Таким образом, учащиеся за дифференцированный подход в воспитании проходят 4 вида опроса и получают 4 отметки, что позволяет объективно оценивать их уровень знаний. Отметки по всем видам опроса можно суммироватьи выставить дифференцированный подход в воспитании итоговуюоценку. При правильной организации этот вид опроса не занимает более 20 минут, но его лучше использовать на повторительно — обобщающих уроках, отводя на них всё время, запланированное на данное занятие. Данный опрос позволяет охватить целый раздел программы и даже несколько разделов. Причём, недавно пройденныйматериал лучше проверять на «тихомопросе», где преподаватель может корректировать знания по ходу опроса, а материал, который был пройден раньше, лучшераспределить на другие видыопроса. Необходимо чередовать и рядыпарт. Карточку, которую на первомзанятии положили на первый ряд, на втором можно положить на второй ряд, а на третьем — на третий, но всё равно он будет считаться первым и распределение по видам опроса радо начинать от него. Для демонстрации хода проверки знаний их конечного результата применяются листы опроса,на которых демонстрируется отметкапо каждому виду опроса. Этообычные альбомные листы, на которых по вертикали фломастером пишутся фамилии учащихся, а по горизонтали — выставляются отметки. Для того чтобы не заготавливать каждый раз новый лист,можно использовать узенькую полоску бумаги, которая прикрепляется против фамилийучащихся. После урока она снимается и заменяется другой. На каждом листе отмечается крупным шрифтом вид опроса. Они вывешиваются на доску и заполняются по ходу опроса. Таким образом, учащимся видно с какой скоростью проходит опрос. В конце опроса обязательнонужно сделать краткий анализ ответов, используя листы опроса, указывая, какиебыли недостатки, как в знанииучащихся, так и в организации проведения опроса, и обязательно отмечаются достижения. Одним из существенных егонедостатков является утомляемость учащихся, особенно при первых применениях всехчетырёх вариантов. Особенно устают школьники, которые плохо переключаются,которым нужно спокойствие, малоизменяющаяся обстановка, привычный способ работы. Поэтому данный вид комбинированного опроса «массированный» Необходимо применять дифференцированный подход в воспитании оченьчасто, чередуя его с другими,привычными видами актуализации знаний. Это даёт возможность отдохнуть учащимсяот такой массированной «атаки»,и более глубоко проверить знания,ликвидировать их пробелы на обычных видах опроса, например, приответе у доски. Практика показала, что наиболее целесообразно применять «массированный» опроспо прохождению нескольких тем, объединённых сходным содержание. В конце года при проведениианкетирования с целью выясненияотношения учащихся к данному видуопроса. Почти все учащиеся отмечали положительное влияние такого вида опросана уровень их знаний, на повышение интереса к предмету. Чередование различных видов опроса ведётк повышению активности обучаемых. Они чувствуют себя намного раскованнее, чем при опросе: здесь можно ходитьпо классу, обращаться к преподавателю. Таким образом, «массированный» опрос вырабатывает у учащихся личностные качества. У них вырабатывается дисциплинированность и организованность, выдержка, формируетсячувство ответственности за общеедело, умение подойти объективно дифференцированный подход в воспитании знаниям товарищей, формируется правильная самооценка,повышается уровень притязаний. Данный вид опроса снимает известнуюпсихологическую напряжённость у учащихся перед опросом — напряжённость ожидания «вызовут или не вызовут». Снимается страх передвозможность получить отрицательную оценку, ибо даже неуспех на двух видах опроса даёт возможностьполучить положительную отметку. Комбинированный опрос также облегчает труд преподавателя. Постепенно у него накапливается целый «арсенал»вопросов «тихого» и магнитофонногоопросов, карточек — заданий длявзаимоопроса и заданий по самоопросу. Комбинируя их, он легко может осуществить опрос по любым пройденным темам, «освежая» тем самым знанияучащихся по уже знакомому им материалу. Заключение Современная образовательная обстановка в начальной школе по дифференцированному подходу в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебнойдеятельности ученика в общемконтексте его жизнедеятельности. Исходя из интересов индивидуальных особенностей каждогоучащегося, повысить результат обучения и развития логического мышления учащегося возможно, еслииспользовать приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоныближайшего развития. Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого — педагогической наукой того, какоптимизировать этот дифференцированный подход в воспитании, что и призван обеспечить дифференцированный подход. Такиеидеи, как дифференциация интеграция его содержания, личностно-ориентированноеобучение и педагогикасотрудничества определяют кардинальную направленность современногообразования. Во — первых, ликвидируютсяпротиворечия в определенияхсодержания учебного задания —несоответствие содержания, характера, степени трудности задания,ориентированного на дифференцированный подход в воспитании и познавательныхвозможностей сильных и слабыхучеников. Во — вторых, ослабляетсяпротиворечие организационных форм учебной деятельности — темп фронтальной работы класса и темп индивидуальной работы каждого ученика. В — дифференцированный подход в воспитании, в данном случае дифференцированный подходосуществляется не дифференцированный подход в воспитании обучения к индивидуальным особенностям учащихся, дифференцированный подход в воспитании как приспособление индивидуальныхособенностей к процессу обучения. Обучение не приспосабливаетсяк развитию, а ведёт его за собой, что гораздо успешнее достигается прииндивидуальном подходе В — четвёртых, данный подходпозволяет повысить уровень притязаний личности, вырабатывает правильнуюсамооценку, способствует самоутверждению личности. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя таким как все, возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим учащимся. Основной задачей преподавателястановится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Главное дифференцированный подход в воспитании не абсолютировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.